Вы себе можете представить, что вдруг в Москве за вход в Мавзолей Ленина установили плату? Бред, скажете. Правильно, причем произнесут это и поклонники Ильича, и его ненавистники. Именно потому, что подобное невозможно.
Вещь вполне очевидная: на этом зарабатывать нельзя, даже если очень хочется. Вещь очевидная для России, для многих цивилизованных, да и не сильно обременённых современными достижениями цивилизации стран.
Потому как относится она не к материальным категориям – этическим, моральным. Человеческим, одним словом. Существуют неписаные правила, подразумевающие греховность зарабатывания на многих вещах. На памяти об умерших… прежде всего.
Ни в жизнь не взялся бы поучать соотечественников в совершенно очевидных вопросах, если бы не случай. Да, как всегда, случай. В первый погожий весенний выходной организовал со своими внуками поход к Аллее Славы в Киеве (это тема для отдельного разговора).
Посетители аллеи непременно проходят мимо мемориала «жертвам голодомора». В этот раз решил мимо не проходить. Одно дело – отношение к событиям тридцатых годов прошлого столетия и трактовке их политиками, другое – памятник жертвам.
По задумке авторов проекта комплекс должен был шокировать посетителей. Шокировать масштабами трагедии. Трагедии, порожденной «преступным коммунистическим» (читай: «российским») режимом. Не знаю, удалось ли это архитекторам и скульпторам. И не потому, что я не специалист. Не обратил я как-то внимания на их старания, потому как все впечатления перекрывает состояние этого, пожалуй, самого молодого архитектурного комплекса страны.
Такое впечатление, что после помпезного открытия этого памятника нога ревностных хранителей украинской истории сюда не ступала. Требуется ремонт, капитальный. Оно и понятно вроде: торопились, по-советски торопились построить антисоветский мемориал. Построили. Открыли. Излили накопившиеся потоки желчи в адрес северного соседа. И… всё.
Искренне ли всё это было, от души? Какая там искренность? Какая душа? Заработал каждый свое. Кто-то политический капитал у своего электората. Кто-то просто капитал на строительстве, кстати, тоже за счёт того же электората. А внутрь мемориала я с внуками не попал. По причине совсем уж тривиальной: вход в мемориальный комплекс оказался … платным.
Дело, как вы понимаете, не в стоимости денежной. Дело в стоимости моральной. Если действующая власть этого сама не понимает, объяснять ей совершенно нет никакого смысла. Она убога и не услышит сказанного. Если же власть понимает содеянное, то вдвойне метать перед нею бисер бесполезно. И в том и другом случае поможет только один инструмент – метла.
* * *
Достаточно внимательно слежу (а куда деваться, я ведь тоже участник, хоть и невольный, эксперимента) за действиями сегодняшних правителей и всё никак не мог понять, что мне напоминает их дёрганья из стороны в сторону в процессе управления державой.
Наконец осенило! Малолетнее дитя.
Тяжело маленькому ребёнку концентрироваться на чем-то одном более трех-пяти минут. Какая б ни хорошая и яркая была бы игрушка, летит она на пол в означенное время, а ручонка тянется уже к другой. Что-то очень похожее сейчас и во всех властных структурах страны происходит. Примеров — несть числа.
Крым. Решили отказать крымчанам в референдуме по расширению прав в составе Украины. И отказали, и Крым потеряли.
Русский язык. Решили в очередной раз поэкспериментировать с русским языком. Поэкспериментировали. Отменили. Донбасс потеряли.
Люстрация. Провозгласили. Потом, видно, вспомнили, что и сами под неё подпадают: и бывшие министры МВД, и экономики, и прочий люд из новой власти. И тут бросили игрушку. Депутатская неприкосновенность. Когда это касается «не меня», лишить их всех иммунитета! Избирательная кампания закончилась, себя этого иммунитета лишать как-то боязно.
Суперзарплаты и суперпривилегии! Сократили себе парламентарии вдвое зарплату. Поразила не мгновенная реакция «новеньких» (а как на неё жить?), а то, как они практически так же мгновенно угомонились по этому поводу. Похоже, им или объяснили, «как» на семь тысяч гривен можно жить, или пояснили, что жить они будут не на эти семь тысяч и не гривен. И согласился «слуга народа» трудиться на благо народа без зарплаты. Живут же как-то и, не щадя живота своего, трудятся члены правительства, да и сам президент страны без неё. И что это за привилегии такие смешные? Отменить!
«АТО». За несколько дней (ну не дней, несколько недель) покончить с террористами! Не получилось. Ни за дни, ни за недели, ни за месяцы. Понять, что не террористы это вовсе, а собственный народ, нетрудно. Но понять это, значит понять, прежде всего, что победить в этой операции невозможно. Да и не антитеррористическая это операция вовсе, а война против собственного народа – это ведь тоже понятно. Поэтому нашли «универсального» врага, который виноват во всем, и пошли с протянутой рукой по миру.
Экономика. Взялись за неё – развалили её. Развалили до основания. Безо всяких там «а затем». Уничтожили, и всё, как любит говорить президент, «крапка». Самое большое достижение действующего правительства – получение кредитов Запада. Сумели выклянчить. И это уже достижение.
Коррупция. Взялись за борьбу с коррупцией, и что-то мне подсказывает, что очень умело её возглавили. Ведь именно так можно одолеть преступность, говаривал кто-то из известных. Посмотрите, что происходит в Верховной раде? Спорят, сколько спёрли: семь миллиардов или три. Сам факт кражи никто не оспаривает. Вопрос – сколько? Вроде как если по чуть-чуть, то воровать можно и не кража это вовсе. А чего спорить-то? Суд на что? Прокуратура? Попробуйте подобное обвинение озвучить в той самой Европе, которая, как черт ладана, уже боится Украины и, думаю, в тайне жалеет об уходе Януковича. С ним этой части света, по крайней мере, было бы поспокойнее – не так активно он рвался в «посудную лавку».
* * *
Единственное, в чем достигли чего-то нынешние правители, так это в истории Украины. Этой областью все украинские власти не прекращали заниматься на протяжении двух с половиной десятилетий. Разумеется, имея в руках всю власть, грех не довести историю Украины до логического конца. Впрочем, слово «логический» здесь, конечно, лишнее.
И, прежде всего, коснемся истории страны в прошедшем веке. Его середине. Точнее, трактовка только одного события этого периода – Великой Отечественной войны. Время самое что ни на есть подходящее – в центре внимания 70-летие Победы.
Начиналось всё в начале 90-х, начиналось с терминологии: всеми неправдами уходили от названия войны. И добились своего: из школьных учебников термин «Великая Отечественная» вытравили. Дальше – больше. Надо было переписать и саму историю войны. Вот некоторые фрагменты из школьного учебника истории.
«1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Ей предшествовал тайный договор руководителей нацистской Германии и большевистского Советского Союза – Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, каждый из которых стремился господствовать в мире. Кровавые вожди на своё усмотрение решили судьбы многих народов Европы. 22 июня 1941 г. Германия начала войну с Советским Союзом. Эту войну называют советско-нацистской. Территорию Украины враг захватил полностью. На ней постоянно проходили кровавые бои, которые приводили к ужасным разрушениям… Но наибольшей бедой для Украины были людские потери. Миллионами украинцы гибли на фронте, миллионами – в нацистских лагерях смерти, от пожаров и бомбардировок, от голода и болезней. Только в Киеве, в Бабьем Яру, фашисты расстреляли более 100 тыс. человек».
Видимо, Порошенко прочитал, не все понравилось. И на днях решил уточнить, что в сентябре 1939 года «Гитлер вместе со Сталиным развязали кровавую бойню Второй мировой войны», «пытались поделить и расколоть Европу».
Почему-то авторы учебника не упомянули, что среди уничтоженных в Бабьем Яру были представители многих национальностей, но в подавляющем большинстве это были евреи. И не сказано ничего о том, что под руководством немцев с удовольствием уничтожали евреев и цыган свои, предатели, в том числе и этнические украинцы. Самой же большой трагедией Бабьего Яра представлена гибель Елены Телиги, члена ОУН. Из неполных десяти страниц учебника, посвященных Второй мировой войне, 60 процентов посвящены этому событию, оставшиеся 40 процентов текста поровну были поделены между героической УПА и всеми остальными событиями войны.
Итоги же войны авторы учебника подводят следующим образом: «Для нашей земли Вторая мировая война была несправедливейшею из всех войн. Потому как ни Советский Союз, ни Германия не думали об освобождении Украины и создании в ней независимого государства. Сознательные украинцы сознавали, что ждать помощи неоткуда – необходимо самим решать судьбу Украины. И возглавила этих национально сознательных украинцев Организация украинских националистов (ОУН), созданная ещё в 1929 году среди украинцев, которым пришлось выехать на чужбину. Под руководством ОУН было создано украинское правительство, а с началом советско-нацистской войны началось формирование украинской армии. С первых дней войны на украинских землях возникали отряды украинских партизан и повстанцев. На конец 1942 года такие отряды создали Украинскую повстанческую армию – УПА. Отряды УПА освобождали украинские города и села от фашистских оккупантов, защищали мирное население. Однако советское правительство не хотело, чтобы Украина имела свою армию. Поэтому, когда в 1943 году с украинских земель были изгнаны нацистские захватчики, большевики начали воевать с УПА. Эта позорная война против своего народа длилась до 1953 года, она привела к новым жертвам и стала ещё одним свидетельством большевистского террора».
Даже комментировать не хочется этот бред…
Разумеется, не ограничивается власть написанием только школьных учебников. Практически уничтожены все музеи боевой славы, которые были почти в каждой школе. Среди молодежи свёрнута поисковая работа.
Министерство образования и науки Украины разослало рекомендации учебным учреждениям страны с требованием радикально пересмотреть трактовку событий Великой Отечественной войны. Письмо было разослано ещё накануне празднования 70-летия освобождения Украинской ССР от немецко-фашистских оккупантов. Ссылаясь на выводы Украинского института национальной памяти, возглавляемого львовским историком Владимиром Вятровичем, Министерство образования поясняет необходимость отказа от термина «освобождение от фашистских захватчиков» и замены его на «изгнание нацистских оккупантов из Украины». «Термин «освобождение», – поясняют авторы письма, – предусматривает свободу, а в 1944 году Украина не стала свободной. С изгнанием нацистских оккупантов Украина не получила свободы, а оказалась под другим гнётом, результатом которого стали массовые репрессии и депортации. Волю и свободу украинский народ получил только после 24 августа 1991 года, освобождение Украины началось только с распадом Советского Союза». В письме также содержится рекомендация «отказаться от использования сталинско-пропагандистского термина «Великая Отечественная война», заменив его на «исторически корректный» — «Вторая мировая война».
Ко всему прочему, школьным историкам даются следующие установки: победа над нацистами является в том числе заслугой ОУН-УПА, ведущая роль СССР в победе над фашизмом исключается, одновременно подчёркивается значение всей антигитлеровской коалиции.
В борьбу за «чистоту истории» включился и Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины, который обратился к СМИ страны с просьбой отказаться от использования термина «освобождение от фашистских захватчиков».
Теперь при освещении мероприятий, приуроченных отступлению немецких войск, СМИ рекомендуется употреблять термин «изгнание нацистских оккупантов с Украины». Более того, советуется делать упор на том, что изгнание нацистов стало возможным благодаря массовому участию украинцев как в Красной армии, так и в таких местных освободительных движениях, как ОУН и УПА. «С изгнанием нацистских оккупантов Украина не получила свободы, оказавшись под другим господством, результатом которого стали массовые репрессии и депортации», — сообщается на официальном сайте ведомства.
В Украине нет больше Дня защитника Отечества. Нет Дня Победы. Зато 8 мая 2015 года Украина будет отмечать «День памяти и примирения», а 9 мая – годовщину завершения войны в Европе.
* * *
Не исторической справедливости добиваются авторы новейшей истории Украины. Это очевидно. Главная задача — воспитание у подрастающего поколения ненависти к своему северному соседу, к России. На основе ненависти воспитать можно только ненавистника. Ненавидящий человек не может совершать благородных, добрых, созидающих поступков. Разрушение, уничтожение, разжигание межнациональной розни – удел человека, воспитанного на ненависти к ближнему.
Думалось, что эта фобия достигла уже своего апогея. Уймутся с воспаленным воображением головы и, по крайней мере, дадут своей необузданной фантазии передышку небольшую. Не вышло. И тут просчитался. Самый уж последний (ох, как хочется, действительно, чтобы он стал последним) пример. Принятие законопроекта «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики».
Неужели кто-то думает, что это тот самый закон, который объединит страну? Именно этого в большей степени ей не хватает все эти четверть века. Хоть это и не контрольный выстрел в прошлое страны, но то, что это мина и мина совсем не замедленного действия под действующий режим, – точно.
Виктор Школьный